Что вам мешает бросить курить? Часть 1.

Кто не знает о последствиях курения? Но почему-то это знание никак не влияет на их жизнь. Вернее, одних не побуждает к изменениям совсем. А вторым это не придает решимости взять и бросить курить: бросают, но потом срываются. «Это рефлекс», — говорят некоторые, убеждая себя и окружающих в том, что это только лишь физиология, а наличие психологических факторов отрицают и игнорируют. «Силы воли не хватает», — сетуют на себя другие.

Есть еще одна особенность — стремление найти «волшебную таблетку», которая легко и просто, безо всяких усилий избавила бы их от желания курить. Подобно тому, как пациент рефлексотерапевта спрашивает: «А может эта процедура сделать так, чтобы у меня было отвращение к сигарете?» Или «Я плачу деньги и еще делать что-то должен?!» Видимо, поэтому очень популярны лекарственные препараты от никотиновой зависимости. Но еще в 1930-е годы психиатрами установлено, «что не психологическое лечение не приносит пользы, поскольку значимость химических веществ, вызывающих у пациента зависимость, обусловлена психологически»(1).

А потому, в этой статье мы не будем касаться физиологической зависимости, но рассмотрим психологические причины, что мешают бросить курить. Первая и, пожалуй, самая главная — это БОРЬБА С САМИМ СОБОЙ. Да, вы боретесь с привычкой, но по сути воюете с собой, значит разрушаете. Сколько раз вы в этой войне побеждали? А сколько проигрывали? Будете бороться с собой — проиграете. Но об этом позже.

ДЕЛО В УДОВОЛЬСТВИИ И ВСЕ?

Ситуаций, в которых курят, множество: когда испытывают стресс, напряжение; когда скучают и нечего делать; когда общаются, отдыхают или есть необходимость подумать. Все можно условно поделить на две категории: стресс и удовольствие. То есть в ситуациях стресса вам хочется расслабиться и снять напряжение, а в других — хочется усилить и продлить состояние удовлетворения. Но не все так просто, как кажется.

Разного рода зависимости (в нашем случае табачная) или, точнее сказать, предрасположенности к ним возникают в связи с фиксацией на оральной стадии психоэмоционального развития (психоаналитическая концепция). Это период от рождения примерно до полутора-двух лет, когда ребенок полностью зависим от матери. Без нее он не может удовлетворить свои потребности. И надо понимать, что дело не только в материнском молоке. При отсутствии или недостаточной для малыша маминой любви и внимания, эмоциональной включенности, теплоты и чуткости ребенок испытывает те же ощущения (телесное напряжение) и эмоции (тревогу, страх, гнев), что и при физиологическом голоде и жажде. Он также не чувствует себя в безопасности. Малыш переживает в этом случае голод эмоциональный.

Хочу отметить в этой связи, что многие мои клиенты сравнивают желание курить с чувством голода или жажды: «как будто под ложечкой сосет», «как будто есть (пить) хочется». Некоторые говорят об ощущении пустоты, «как будто чего-то не хватает». На вопрос «Где в теле Вы это ощущаете?» часто указывают на область желудка, но не сразу могут объяснить чего же им не хватает. Тогда я прошу представить на что похоже то, чего им не хватает. (В эмоционально-образной терапии спонтанный образ является бессознательным выражением эмоционального и телесного состояния человека).

УТОЛИТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ГОЛОД. КАК?

Приведу пример из практики. Молодой мужчина представил образ пустоты. Наличие пустоты всегда говорит о такой психологической защите, как вытеснение. Его используют тогда, когда не хотят соприкасаться с чем-то, что причиняет боль, будь то эмоции, чувства или даже части своей личности. Возникает вопрос: что же он вытеснил? Как это выяснить? Я попросила клиента представить себя этим образом, буквально им стать. И представить то, что раньше заполняло эту пустоту. Оказался маленький мальчик 1,5-2 лет, бежит босой по лестнице в больнице, без родителей. Всплыли и чувства, с этим связанные — страх, тревога, печаль, чувство брошенности. Они то и причиняли невыносимую боль. Единственный выход — от них избавиться, вытеснить из своего сознания и тела, а вместе с ними и малыша, то есть часть самого себя.

Что же делать с ощущением пустоты? Как и кто может утолить эмоциональный голод? Чем можно по-настоящему заполнить пустоту? Вернуть себе самого себя. Что и было сделано молодым человеком. По сути стал родителем самому себе. Чувства печали, брошенности, страха и тревоги трансформировались в чувство безопасности, спокойствия и удовлетворенности собой, а вместе с этим и желание курить пропало. Произошло объединение разрозненных частей личности, интеграция. И нет смысла теперь ни воевать с самим собой, ни защищаться от самого себя. Мир!

Вы спросите: «Какое это имеет отношение к курению?» Чтобы как-то справиться со своей тревогой, связанной с чувством голода, и успокоить самого себя полугодовалый карапуз может сосать палец или соску (2). И для него это нормально. А как вы расцените такой же способ самоутешения у 3-5 летнего ребенка при высоком уровне тревоги, связанной, например, с рождением брата (сестры), или с ситуацией, описанной выше? Или как вы смотрите на то, что 7-9 летний школьник, переживающий за свои оценки, грызет ногти? И чем тогда для курильщика является сигарета? Да, это способ или инструмент защиты от тревоги, помогает выжить, пережить неприятные ситуации, адаптироваться. 

Итак, подытожим вышесказанное. Один из мотивов, который мешает бросить курить, это эмоциональный голод, или неудовлетворенные с детства эмоциональные потребности. Это в свою очередь вызывает тревогу, печаль,тоску и чувство ненужности. Их хочется подавить, вытеснить, спрятать в глубине души. Но они никуда не исчезают, только лишь накапливаются, требуя все больше сигарет, чтобы заглушить их.

Мощная система подавления доводит до того, что человек перестает чувствовать. Спрашиваешь «что Вы чувствуете?», «что в теле ощущаете?», а в ответ «Ничего не чувствую, ничего не ощущаю». И для них вообще странным кажется что-либо испытывать. Эмоции это слабость, мешают думать, принимать верные и правильные решения. А это уже про контроль, причем тотальный. Об этом подробно в следующей статье, второй части нашей темы.

Использованная литература:

  1. Даулинг Скотт. «Психология и лечение зависимого поведения», пер. с англ. Р.Р.Муртазина. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000 — 240 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып.85)
  2. Мелани Кляйн. «Развитие в психоанализе» . Электронный источник http://www.koob.ru/klein/razvitie_v_psihoanalize

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *