Самооценка. Как она формируется?

Самооценка личности. Что это такое? Что входит в это понятие? Я рассматриваю  самооценку как здравую любовь к себе, самоуважение. 

Согласитесь, отношение к самим себе влияет на все стороны нашей жизни. Как мы одеваемся, что и сколько едим, с кем дружим и общаемся, как развиваются отношения с родными и близкими, каких целей добиваемся, достигаем ли их вообще? Качество жизни напрямую зависит от того, каков уровень самооценки. Судите сами. Вот некоторые признаки.

ВЫСОКАЯ И НИЗКАЯ САМООЦЕНКА. ПРИЗНАКИ

Люди с высокой самооценкой ответственны и решительны; горды собой и радуются своим успехам; способны оказывать влияние на других; естественны и спонтанны в выражении всей гаммы чувств; терпеливы во время неудач и испытаний и действуют с энтузиазмом. Таким людям не надо никому ничего доказывать. Они просто живут.

Людям с низкой самооценкой свойственно пасовать перед неудачами и играть роль жертвы; часто испытывают отчаяние, обиду и разочарование; винят других в своих бедах; не могут разобраться в своих чувствах, не знаю чего хотят; легко поддаются манипуляциям и влиянию.

Одно дело — понимать или, еще глубже, осознавать, что любить себя — это естественно и нормально, и совсем другое — жить по этому принципу. Ведь многие из нас привыкли жить, ругая себя по чем зря за мелкую ошибку или оплошность. Еще хуже, лишают себя многих удовольствий жизни, считая себя недостойными. Почему так трудно этот принцип воплотить в жизнь? Что мешает? Как, вообще, формируется самооценка?

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ

Стэнли Куперсмит, психолог, доктор Калифорнийского университета, в 1967 году описал четыре фактора, положительно влияющих на развитие самооценки еще в детстве. Самооценка ребенка практически полностью в руках родителей.

Безусловное и безоговорочное принятие детей взрослыми, которые на них способны влиять (родители, бабушки и дедушки, учителя). Таким образом создается атмосфера любви и тепла, в которой дети чувствуют себя ценными, востребованными и нужными. Благодаря именно такому принятию, которое проявляется в регулярных похвале, ласках и позитивном общении взрослых с детьми, у них формируется положительный образ своего «Я». Такой ребенок уверен в себе: «Я — хороший». Он активен, открыт, инициативен, искренен. Не боится выражать свои эмоции. У него адекватная самооценка.

Конечно, ребенок не центр Вселенной, и абсолютная вседозволенность неприемлема. Иногда, действительно, приходится выражать недовольство по поводу проступков ребенка (уронил, разбил, потерял, забыл и т. д.). Ведь он не робот и не кукла. В таких ситуациях важно непросто дать ребенку понять, а дать почувствовать, что его продолжают любить, как прежде, его принимают таким каков есть.

Разумные рамки, четко очерченные границы, ясно выраженные требования. Дети нуждаются в обучении каким-то навыкам, в особенности тому, что у них хорошо получается (рисование, игра в футбол, катание на коньках, плавание, игра на музыкальном инструменте и многое другое). Родителям требуется умение организовывать. Нуждаются в том, чтобы прививать положительные качества (доброта, отзывчивость, преданность, аккуратность, трудолюбие и т.д.). Границы нужны, но их должно быть немного. Чрезмерная требовательность и завышенные требования подавляют, лишают свободы самовыражения, мешают развитию творческих способностей.

Не стоит навязывать ребенку своего мнения, решения, и, уж тем более делать что-то за него. Дайте ему право на ошибку. На ошибках все мы учимся. Это не значит, что надо оставить его один на один со своей проблемой. Дети, которые уверены в родительской поддержке, больше других испытывают уверенность в себе. И родители таких детей не ограждают их от всевозможных трудностей и не опекают, но предлагают несколько вариантов для решения проблемы, помогают выбрать наиболее подходящий, дают некое направление. И не думайте, что дети не способны принимать решения. Таким образом ребенок учится находить выход и пути решения, а не избегать проблем и неудобных ситуаций, учится быть ответственным, самостоятельным, автономным.

Уважительное и серьезное отношение взрослых к личности ребенка. Да-да, ребенок — это отдельная от вас личность, со своими потребностями, желаниями, чувствами. А это значит он нуждается в том, чтобы внимательно его выслушивали не высмеивая, не осуждая и не критикуя за мысли, чувства, эмоции, впечатления или вопросы. Активно интересуйтесь своим ребенком, чем он живет, каков его внутренний мир. Конечно, интересоваться нужно не для того, чтобы произвести в нем кардинальные изменения, или что страшнее, разрушения. Это чревато потерей доверия к вам раз и навсегда. Ребенок будет уверен: «Если я интересен в глазах родителей, то и для сверстников буду не менее привлекателен».

Навешивание ярлыков, сравнение ребенка с другими вряд ли будет содействовать развитию самоуважения и высокой самооценки. Недостаток веры родителей в своих детей лишь подрывает их внутреннюю уверенность в себе всерьез и надолго. Самое лучшее это сравнение с самим собой. Вот этому необходимо научить своего ребенка. И потом, задания должны быть достижимыми для ребенка, постепенно их усложняя согласно возрасту и развитию его способностей. Тотальный контроль, вмешательство в процесс и переделка его работы убьет в нем всякую инициативу, просто погубит его самооценку.

Родители — пример для подражания. Как известно, дети лучше всех копируют своих родителей. Ведь естественно учиться в самой семье тому, как жить. Дети, вырастая, впоследствии создают свою семью по образцу, который видели в детстве. Вместе с тем, наиболее способными к безусловному и безоговорочному принятию ребенка, к установке и соблюдению разумных границ и уважению личности в детях являются эмоционально зрелые родители с высокой самооценкой.

Помните, заниженная самооценка и неуверенность ребенка является лишь отражением вашей самооценки. Если вам не хватало внимания, теплоты и ласки со стороны ваших родителей, трудно не повторять их ошибок. 

Как повысить самооценку и уверенность в себе? Можно ли самостоятельно это сделать? На уровне поведенческом — да. В статье «Секреты уверенности в себе» даю некоторые рекомендации. 

Если вам интересна стабильная самооценка и уверенность в себе, потребуется работа на более глубоком уровне, эмоциональном. И понадобится психолог, помощь которого заключается далеко не в том, чтобы поговорить. 

 Вместе с психологом, вы будете искать ограничивающие установки от родителей, оказавших негативное влияние на вашу самооценку и базовое убеждение о себе. Задача минимум — нейтрализовать старые и сформировать новые.

Готовы поработать всерьез? Записывайтесь ко мне на консультацию.

2 мыслей о “Самооценка. Как она формируется?”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *