Этика психолога в социальных сетях
памятка для практикующих специалистов
Современный мир во многом перевернул процесс первого взаимодействия психолога и клиента.
Раньше люди могли обратиться по телефону или в переписке, узнать все подробности и записаться на прием. Сейчас же многие ищут помощь в интернете. Вбивают запросы в поисковой строке браузера или соцсетей и выбирают специалиста по собственным ориентирам.
А те, кто уже ходят к психологу, с любопытством заглядывают на страницу специалиста. Соцсети становятся визитной карточкой и неотъемлемой частью личного бренда.
Что можно показывать, а что категорически нельзя?
Имеет ли психолог право вести личные соцсети в открытом доступе или должен иметь профессиональную страницу только для клиентов?
В этой памятке мы собрали ответы на самые популярные вопросы от начинающих и опытных специалистов по проявленности в соцсетях.
Может ли психолог публиковать подробности своей личной жизни в социальных сетях?
Может ровно в той степени, в которой ему самому это безопасно. Важно всегда держать в голове тот факт, что его могут читать потенциальные и действующие клиенты.
Та или иная информация о психологе может влиять на терапевтический процесс и вносить дополнительную динамику. Например, клиент увидел что-то в аккаунте психолога, что ему не понравилось, как-то задело. И это чувство/мысли он может принести на сессию. Здесь возможно два варианта: либо это выносится на обсуждение, либо клиент оставляет свои переживания при себе, бессознательно закрывается и с трудом двигается дальше в терапии.
Опытный терапевт скорее всего обратит внимание на изменения и уточнит, что же происходит с клиентом, и сможет это использовать в работе.
Другой вариант. Клиент сформирует определенную картину своего психолога по тому, что увидел в соцсетях. Столкнувшись с реальностью, он либо будет подпитывать тот образ, искажая объективную картину, либо разочаруется и уйдет. Иногда происходит и то, и другое.
Свои границы каждый психолог определяет сам. Кто-то готов больше открываться перед другими людьми, и именно это “подкупает” тех, кто ищет для себя специалиста. Они как будто бы видят перед собой живого человека со своими проблемами, и это помогает им доверять больше. Кто-то говорит о себе меньше, но это не мешает ему привлекать клиентов из соцсетей.
В психоанализе, например, терапевт должен быть чистым листом для клиента. В других подходах специалисты могут и практикуют самораскрытие. В этом вопросе опирайтесь на то, будет ли это полезно для ваших клиентов, и тогда это точно будет в рамках этики.
Что делать, если на тебя подписался клиент?
Запретить клиенту смотреть ваши соцсети вы не в праве. Но при этом, если вы считаете нужным, вы можете порекомендовать для него же самого и эффективности терапии воздержаться от посещения вашей странички.
Сами же психологи ни в коем случае не должны подписываться на страницы своих клиентов. Это грубое нарушение. Согласно принципу конфиденциальности “Пихолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога”.
Вы владеете ровно той информацией, которую вам предоставляет клиент, и которой он готов поделиться. Именно её вы используете в работе. Узнавая что-то больше, есть риск повернуть не туда, куда хотелось бы клиенту и подорвать доверие между вами.
Возможный пример:
На одной сессии психолог неосторожно сообщает, что видел фотографии клиента с отпуска. Клиент в этот момент ощущает, что за ним подглядывали, ему хочется “прикрыться”. Такая ситуация точно будет опасной для терапевтических отношений.
Можно ли публиковать отзывы от клиентов?
Многие знают, что для продвижения и установления доверия с аудиторией нужно публиковать отзывы. Но в психологической практике это работает чуть иначе.
Публикация отзыва о терапии, даже с разрешения клиента, даже анонимно, это нарушение конфиденциальности. Буквально “Никто не должен знать о Бойцовском клубе”. Все, что происходит на сессии между двумя людьми, должно оставаться там же.
Это тоже часть вашего терапевтического процесса и здесь можно попасть в 2 ловушки:
1. Клиент оставил отзыв сам. Вы захотели его опубликовать анонимно с его разрешения, а клиент не смог отказать вам (хотя может и хотел).
2. Ваш отзыв увидел другой потенциальный клиент, интерпретировал этот факт по своему и понёс в работу с вами, например, ожидая такого же результата, как в отзыве.
Исключение составляют отзывы не на терапию, а на другие ваши активности. Например, вы провели выступление или мастер-класс, получили обратную связь от участников, и это то, что можно использовать. Такие отзывы расскажут о вас, как о специалисте, но не будут являться частью терапевтического процесса.
Можно ли рассказывать о клиентских кейсах?
Можно рассказать о кейсах, описанных в публичном пространстве, например в книгах или научных исследованиях. Можно описать придуманные кейсы, чтобы наглядно показать ту или иную ситуацию. И там, и там важно указывать, откуда этот кейс, чтобы те, кто вас читают или слушают, понимали, что это не про вашего клиента.
Клиентские кейсы, даже с изменением деталей, даже старые, которые были несколько лет назад — нет. Это прямое нарушение принципа конфиденциальности.
Потенциальный клиент, прочитавший такую историю, заведомо не будет чувствовать себя в безопасности, зная, что его случай может просочиться в интернет.
На психологическом форуме клиенты часто пишут о таком нарушении. Это ранит.
Дополнительно, некоторые уже на сессии могут думать, будет ли их психолог рассказывать о них или нет. Это запускает бессознательные механизмы, благодаря которым клиент может выдавать желаемое за действительно, чтобы показать потенциальному “зрителю” свой прогресс.
Кроме того, некоторые потенциальные клиенты могут воспринять вашу самопрезентацию, как публичную оферту с ее неизменными условиями и ожидать такого же быстрого и качественного результата.
Публикация кейсов может нарушить терапевтический процесс и сильно искажать реальность.
Если отзывы и кейсы нельзя, как тогда человек поймет, что я — профессионал?
Отвечайте на вопросы, раскрывайте свою экспертность в полезных статьях и эфирах, делитесь своей профессиональной жизнью.
Рассказывайте, какие обучения вы проходите, обращаетесь ли за супервизией и как часто. Ходите ли вы на личную терапию, являетесь ли частью психологического сообщества и какой вклад вносите в развитие науки (если занимаетесь научной деятельностью).
Всё это может раскрыть вас, как эксперта, и показать потенциальным клиентам, что вам можно доверять.
Подробнее о продвижении и сложных процессах с клиентами мы будем говорить на онлайн-курсе
«Терапевтические отношения»
Как создавать этичные короткие видео для продвижения?
Сейчас волна видеороликов захлестнула соцсети (Reels, Tik-Tok, Shorts). И это довольно эффективный способ продвижения себя в соцсетях.
Что точно не стоит делать? → Обсмеивать сложности клиентов
Например:
Клиент с непройденной сепарацией на приеме у психолога” и дальше по сюжету какие-то фразы, которые мог бы этот клиент произнести и удивленные глаза психолога как реакция на услышанное.
Такой посыл может быть оскорбительным, и уж точно не вызывает доверия к вам, как к специалисту. Вместо этого лучше раскрыть себя, как эксперта, давая познавательный контент. Или использовать юмор в сюжетах, не используя при этом истории, связанные с психотерапевтическим процессом.
Можно ли продвигаться через комментинг у других психологов?
Комментинг — это оставление комментариев под постами и статьями других коллег с целью продвижения или продажи своих услуг.
“Я как раз работаю с такими запросами, приходите ко мне на страничку”
Если публикация не подразумевает такой контекст, то делать этого не стоит. В психологическом сообществе мы являемся коллегами, а не конкурентами. Такой жест может быть воспринят, как желание привлечь к себе часть аудитории другого психолога без его согласия.
Если же специалист предлагает обменяться контактами и собрать коллег, работающих в разных подходах и с разными запросами, тогда это будет уместно.
База постепенно нарабатывается, вас рекомендуют и потребность искать клиентов часто отпадает. Они сами вас находят по знакомым и буквально передают из рук в руки, как проверенных специалистов.
Если вы хотите стать таким психологом, приходите на курс «Терапевтические отношения» от кандидата наук и опытного психотерапевта Анны Риттер
Можно ли обсуждать других психологов?
Профессиональное психологическое сообщество призывает к соблюдению определенных правил и норм, которые обеспечивают престиж профессии, в том числе к следованию этическим принципам.
Согласно принципу честности, психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.
1. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.
2. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.
Поэтому, если у вас есть вопросы к коллеге, обсудите с ним это лично, а не в публичном пространстве.
Корректно ли писать о ценах и ценообразовании в соцсетях?
Этический кодекс не запрещает в открытом доступе демонстрировать стоимость своих услуг, а также указывать на то ценообразование, по которому у вас установлены те или иные цены.
Стоит ваш прием 500-1000-5000 рублей или выше, это то, что вы можете транслировать при желании, объясняя или не объясняя, почему стоимость вашей консультации именно такая.
Как договариваться о стоимости и делать деньги частью терапевтического процесса?
На курсе «Терапевтические отношения» мы подготовили отдельный модуль, посвященный этой теме.